Графическое изображение этой схемы было бы достаточно запутанным, поскольку следовало бы передать пересекающиеся, совпадающие между собой зоны развития тех

Или иных видов и жанров искусства, имеющих в то же время самостоятельные, независимые от других видов, зоны движения. При этом пришлось бы учитывать, во-первых, степень развития традиционных видов искусства, сложившихся по своему языку в основном в систему видов, во-вторых, интенсивность динамики новых, «технических» видов искусства, синтезировавших в себя многие виды «старых» искусств, в-третьих, быструю смену репрезентативных и популярных видов, которая усложняет поиск художественно-конструктивных видовых доминант эпохи. Еще более многообразной делает картину жанровый диапазон различных видов. Скажем, и классическая музыка, и рок при всей их несхожести относятся к музыке. Об этом приходится говорить, поскольку только в культуре XX в. потенциальные возможности различных искусств реализовались в такой мере. А это как ничто более свидетельствует о равнозначности в культуре многих форм переживания действительности, различных типов человеческой эстетической чувственности. Их равное представительство и взаимовлияние в культуре опосредованно отражают процессы демократизации всей социальной жизни. Поэтому чем доступнее искусство в своих формах и способах функционирования и трансляции, тем интенсивнее оно развивается, выражая художественное переживание мира самых широких слоев населения. Свидетельство тому популярность различных видов массового искусства, которое обеспечивает репрезентацию в культуре форм художественного переживания не приобщенных к традиционной культуре социальных групп. С осознанием этого приходит понимание ряда процессов, происходящих в современной культуре, в частности развития молодежной субкультуры, которая представлена в современной социалистической художественной культуре, и в какой-то мере до недавнего времени противопоставлялась ей.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru