В области эстетического и художественного воспитания подрастающих поколений необходимо, в частности, устранить сложившуюся здесь диспропорцию: с раннего возраста дети большую часть художественной «информации» получают через аудовизуальные каналы и эстетическую организацию окружающей среды: телевидение, радио, кино, диски звукозаписи, архитектурные ансамбли, монументальную скульптуру, живопись и т. д. Однако почти никакой подготовки к адекватному и полноценному восприятию киноискусства, музыки, изобразительных и пластических искусств, эстетическо-художественных качеств предметной среды дети в школе не получают, и там, где семья и внешкольные учреждения не могут выполнить эти функции, они зачастую отданы во власть стихийного, нерегулируемого процесса формирования их эстетических и художественных вкусов. Не восполняет эти пробелы и преподавание художественной литературы (которая остается одним из ведущих факторов идейно-нравственного воспитания средствами искусства). Получая знания о литературе, учащиеся далеко не всегда приобретают навыки активного восприятия идейно-нравственного содержания классических художественных текстов, культуру самостоятельного и творческого чтения, выработанную на всю жизнь потребность в общении с «серьезным» искусством. Утрачены в значительной мере в нашей школе и традиции активного вовлечения школьников в занятия художественной самодеятельностью - не для получения призовых мест на смотрах, а в качестве одной из самых эффективных форм художественного развития личности.

Как известно, для марксистско-ленинской эстетической традиции всегда был неприемлем созерцательно-просветительский подход к целям и методам эстетического и художественного воспитания, тем более к пониманию общественной роли искусства в целом.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru