Поэтому, выработав определенные нравственные постулаты, нормы, общество прилагает немалые усилия к тому, чтобы его члены соблюдали эти нормы, принимали их как единственно возможные. Для социалистического общества развитие эмоциональной сферы, повышение культуры чувств является составной частью решения главной задачи - воспитания гармонической личности.

Отметим, что значение искусства в формировании культуры чувств обусловлено практикой общественной жизни. Вероятно, нет таких сфер, где бы это качество личности носило второстепенный, необязательный характер. Способ проявления чувств является самым достоверным показателем достигнутого личностью уровня развития, степени его соответствия общественным идеалам, нравственным, политическим, эстетическим. Специфика эмоциональной сферы такова, что для общества оказывается жизненно важным ее постоянное развитие, обогащение, достижение такого качественного уровня, который бы соответствовал социально-культурным потребностям общества.

Уже то, в какой форме проявляет свои чувства индивид, способен ли он контролировать этот процесс, непосредственно сказывается на таком существенном факторе, как социально-психологический климат общества. Известно достаточно примеров того, как грубость, бестактность, несдержанность эмоциональных порывов, безучастность, равнодушие, встреченные человеком на жизненном пути, самым негативным образом влияют на его деятельность и, что в данном случае существенно, на его взаимоотношения с другими людьми. В водоворот отрицательных эмоциональных реакций может быть втянуто значительное число окружающих, что ведет к их разобщению со всеми вытекающими последствиями.

Достигнуть уровня чувств, определяющих облик истинно культурного человека, так же, как и соответствующих отношений в обществе, нельзя без целенаправленной работы по формированию эмоциональной сферы личности, ее восприимчивости, отзывчивости, способности переживать и сопереживать.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru