Отсюда же вытекает и опасность того, что, в случае, если эти адекватные формы не будут найдены, даже при видимом господстве самого передового мировоззрения личность может оказаться потерянной, душевно дезориентированной, утратить живое понимание смысла своего бытия, собственного назначения в мире. Актуальная духовно-нравственная проблематика, обзором которой мы начали данный раздел, как раз и свидетельствует о вполне реальном характере упомянутой опасности.

Исторические причины нынешних трудностей, связанных с обретением адекватного человеческого отношения к миру, в целом достаточно очевидны. Среди многих «железных» необходимостей, с которыми приходилось считаться в первые десятилетия социалистических преобразований в нашей стране, была, на нашу общую беду, позабыта одна, по-человечески главная - необходимость принимать всерьез интересы реальных людей, уважать их личное достоинство и права. Проблемы человеческой индивидуальности и ее внутренней жизни оказались заслонены результатной стороной деятельности, в которой господствовал принцип «Даешь!». Когда же упомянутая сфера все-таки привлекала к себе внимание, это зачастую служило лишь поводом для репрессий, массовых проработочных кампаний, деформировавших и разрушавших плодоносящий слой нравственного бытия человека.

Как бы то ни было, ныне у нас имеется достаточно оснований для беспокойства по поводу того, что, как деликатно выразился в одном из интервью Л. М. Леонов, «экологически запущена душа». Панорама современной культурной жизни представляет весьма пеструю картину проявлений этой запущенности, а также сознательных или стихийных попыток ее преодоления. «Свято место пусто не бывает» поэтому на месте растраченной нравственной целостности отношения к миру современное сознание способно порой воздвигать самые неожиданные еубституты - это и преувеличенные заботы о материальном благополучии, и разнообразные увлечения, «хобби», и феномен  моды,  превращающейся из манеры жизни в саму жизнь, и мания спортивного болелыцичества, и всевозможные фобии (не имеющая надежной нравственной опоры личность вообще легко поддается соблазну проецировать свой экзистенциальный страх на любой более или менее «подходящий» для этого внешний предмет), и неискоренимая тоска по «сильной личности»...



© 2008 Все права защищены psychotema.ru