При рассмотрении первого уровня воздействия искусства на эмоциональную сферу нами была сделана попытка показать, на чем основывается его привлекательность для человека. Но к сказанному следует добавить, что на этом уровне причина привлекательности искусства, как правило, личностью не осознается. Что же касается места чувств в его отношении личность - искусство, то, во-первых, оно характеризуется их основной сущностной стороной - осознанностью, и, во-вторых, тем, что они являются проекцией личностных свойств и качеств индивида, свидетельством уровня социального развития.

Исследование эмоционально-воздействующих возможностей искусства необходимо вести в двух направлениях. На первом следует показать роль чувственной сферы, ее побуждающую силу в обращении к искусству, на втором - пути решения одной из основных задач искусства - формирования культуры чувств.

Потребность в эмоциональном насыщении так же «срабатывает» на этом уровне, как и на первом. Но разница здесь существенна. Она вытекает из осознаваемое второго уровня. Неосознаваемое первого уровня сказывается на качестве приобщения к искусству. Если реципиент ограничивает свое общение с художественным произведением только эмоциональным насыщением, то формирующие, развивающие возможности искусства, как уже отмечалось, практически не реализуются. Задействованными оказываются только рекреационная и частично гедонистическая функции. Полностью гедонистическая функция, как представляется, осуществляется на осознаваемом уровне, когда чувство удовольствия как бы удваивается.

Отношение к искусству лишь как к средству развлечения ведет к тому, что оно становится составной частью досуга, носящего потребительский характер, способом провести бремя, быть фоном для общения и т. д. На ситуативный характер развлекательных видов и жанров указывает В. Юматов: «Современная культура располагает высокоразвитой и разветвленной индустрией событий - спортивных состязаний, концертов эстрадных звезд, всевозможных игр, массовых увлечений, сенсаций и пр. ...Но не пытаясь бросить тень на эту громадную область, можно отметить одну ее характерную особенность - как бы ненаполненность событий.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru