Через обучение традиционным видам искусства открывается человеку весь мир искусств, в том числе новые виды «технического комплекса», поскольку они в основе своей связаны с традиционными искусствами. Но при этом обученный традиционным видам искусства человек предъявляет и к произведениям новых видов искусства высокие критерии, выработанные у него в ходе общения с произведениями из художественного фонда «старых» искусств. Не случайно, непонимание смысла и значения процесса обучения искусству приводит к потери контакта большой части молодежи именно с традиционной художественной культурой.

Вопрос о формировании художественной культуры личности средствами различных искусств в данном случае не рассматривается нами. Хочется лишь оговорить, что целостность эстетической чувственности, характеризующая художественную культуру личности, составляют типологические формы этой чувственности, которые наиболее полно проявляются в различных видах искусства. Поэтому обучение человека искусству как воспитание чувственности подразумевает приобщение к различным видам искусства, что, как нам кажется, должно составлять традицию семейного воспитания, содержание школьных программ. Естественно, при нынешнем состоянии дел - это далекая перспектива. Но в школьной реформе должны быть заложены возможности подлинного художественного самоформирования личности. Этот вопрос неразрывно связан с другим - воспитание воспитателей, тех, кто эту программу будет реализовывать с учетом возрастных особенностей молодежи, на основе научного выявления художественной одаренности.

Эстетика и педагогика накопили достаточный опыт в организации грамотного общения человека с искусством, но достижения науки остаются принадлежностью узкого круга специалистов и не применяются на практике столь широко, как это необходимо. Если при этом учесть, что художественное развитие личности во многом зависит от семьи, то становится понятно, что без повсеместного распространения знаний о психологии личности в ее отношении к искусству художественное воспитание не сдвинется с места.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru