Диссоциация, происходящая у подростков между бурно нарастающими размерами мышечного волокна и по существу морфологически неизменяющимся иннервациоиным аппаратом сердца, может быть положена в одну из основ целого ряда физиологических дисфункций сердца этого периода.

В возрасте 14 лет и, возможно, несколько раньше, возникает диспропорция в развитии сердца и увеличении просвета сосудов: они оказываются относительно узкими, создаются довольно резко выраженные условия для усиленного давления крови на стенку сосуда, и кровяное давление повышается (Кагроукп, 1959). Может возникнуть гипоэволютнвная форма подросткового сердца (Р. А. Калюжиая, 1973; С. В. Хрущев, 1977). В это время наблюдается некоторая неустойчивость в рефлекторной регуляции системы кровообращения. (Л. Т. Антонова, 1971; В. А. Сарана и др., 1977). Это выражается, например, в том, что при динамической работе восстановительные процессы становятся особенно длительными (К. М. Смирнов, 1961

Результаты наших исследований говорят о том, что начало подросткового возраста является тем периодом, когда занятия спортом при правильном методическом подходе и тщательном врачебном контроле в течение относительно короткого времени могут вызвать значительное повышение функциональных возможностей организма. Возрастные особенности организма подростка, связанные с началом полового созревания, не должны служить препятствием для регулярных занятий физкультурой и спортом. При занятиях с подростками особенно важно соблюдать принцип постепенности и не допускать перегрузок.

В работе с детьми и подростками у некоторых тренеров и отдельных спортивных руководителей существует стремление скорее добиться от своих воспитанников высоких спортивных результатов, выполнения разрядных нормативов. Это, на наш взгляд, неверная практика. Чрезмерные тренировочные нагрузки не только вредны для здоровья юных спортсменов, они не могут создать основу для будущих высоких спортивных достижений в юношеском и зрелом возрасте. Соблазн достичь быстрого эффекта велик, но его нужно преодолеть. Следует учитывать и выраженное честолюбие, которое часто появляется в подростковом возрасте. Подросток не должен без ведома тренера или преподавателя выяснять свои максимальные возможности (поднимать штангу максимального веса).



© 2008 Все права защищены psychotema.ru