Вместе с тем объективные различия в образах жизни людей, соответствующие различия в типах мироотношения, различия в ценностных доминантах, возможность актуализации одного из структурных уровней эстетической структуры в качестве доминантного дают повод говорить о реальном различении субъектов эстетического отношения.

Что дает такое понимание эстетического развития личности, структуры эстетического субъекта и его типологии? Согласуется ли идея об объективной необходимости взаимодействия в культуре различных эстетических субъектов с идеей эстетического воспитания? Ведь последняя предполагает формирование всех членов общества в соответствии с идеалом культуры. Не является ли предлагаемая концепция «приговором» самой возможности эстетического воспитания?

На наш взгляд, на эти вопросы можно ответить следующим образом: во-первых, данная концепция дает описание реального объекта эстетического воспитания, что позволяет уйти от ориентации на абстрактного, вне истории и конкретного общества, индивида, которого, согласно постулатам «эстетики поверхностности» (С. С. Аверинцев), достаточно было наполнить эстетическими знаниями.

Во-вторых, она свидетельствует о том, что только просветительскими усилиями невозможно достичь успехов в эстетическом воспитании. Что эстетическое воспитание, если говорить о нем серьезно и со всей ответственностью, нельзя сводить только к системе мер целенаправленного воздействия на человека, оставляя при этом без внимания ту систему отношений (фактически - всю систему общественных отношений), которая служит пространством для действительного эстетического развития человека. Если социальная действительность порождает неоднородное развитие индивидов в качестве эстетических субъектов и если это приходит в противоречие с идеалами и целями общества, то материалистический взгляд на проблему может быть только один: данная действительность «сама должна быть понята в своем противоречии, а затем практически революционизирована путем устранения этого противоречия».



© 2008 Все права защищены psychotema.ru