«Все это,- пишет О. Н. Органова,- на наш взгляд, свидетельствует о том, что более правильным в научном и методологическом отношении будет при анализе процесса эстетического восприятия выделять не фазы, а важнейшие его стороны, моменты, элементы, составляющие его сущность. Такой аспект исследования, на наш взгляд, более эффективен в выявлении структуры эстетического восприятия и закономерностей его функционирования». К сожалению, сама О. Н. Органова не дает четкого описания моментов и элементов, которые бы позволили сравнить плодотворность ее подхода с подходом сторонников поэтапного деления процесса восприятия, который и нам представляется полезным.

Трудно отрицать условность и искусственность в определении этапов восприятия, но в науке абстрагирование всегда связано с некоторой условностью и даже схематизмом, которые необходимы как некоторая промежуточная стадия в изучении объекта. Во всяком случае, в связи с нашей проблемой поэтапное деление восприятия позволяет конкретнее рассмотреть вопросы влияния видовой природы искусства на сам процесс восприятия. Это деление предложено целым рядом зарубежных (М. Дюфренн, Р. Ингарден, Н. Уредд) и советских (К. Абзианидзе, Л. Зеленов, С. Раппопорт) исследователей, которые расходятся с зарубежными учеными в содержательной интерпретации процесса восприятия, но похожи в построении его структуры.

Указанные авторы считают, что процесс восприятия выходит за рамки непосредственного контакта реципиента с художественным произведением, поэтому первым этапом восприятия признают подготовительный. На этом этапе, который, как справедливо замечает С. X. Раппопорт, не локализован во времени, формируется общая установка на получение эстетического удовлетворения от искусства. Она возникает, прежде всего, благодаря опыту общения человека с искусством, с конкретными его видами, благодаря развитию человека в художественной среде.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru