Описание психологических нагрузок и перегрузок, которые испытывает современный человек под влиянием все ускоряющегося ритма жизни, стало уже в исследованиях расхожим местом. Также многократно была описана и проанализирована ситуация, сложившаяся вокруг приобщения к искусству. Если сопоставить эти две реалии нашей жизни, то очевидным становится следующее. Искусство, а вернее, определенные его виды, так называемые технические, входящие в систему массовых коммуникаций, и жанры, которые тиражируются очень широко, достаточно оперативно решают задачи по снятию психологического напряжения, смены эмоциональных состояний, разрядки, насыщения положительными эмоциями. Можно говорить о том, что легкодоступность искусства, эффективность его эмоционального воздействия и приучает в определенной мере смотреть на него как на развлечение и даже отвлечение от забот и тревог повседневности.

Этот уровень общения с искусством, значение возникающих здесь эмоциональных контактов не поддается однозначной оценке. Если исходить из предлагаемых схем эстетического развития личности, которые основываются на эстетических и искусствоведческих подходах в понимании должного воздействия искусства на человека, то придется признать, что роль такого общения с искусством, результат которого не простирается далее эмоционального насыщения, в эстетическом развитии человека, его духовном обогащении будет весьма незначительной.

Здесь необходимо остановиться на следующем существенном для понимания воздействия искусства моменте. Как показывает практика, поступательное эстетическое развитие личности возможно лишь в результате действия комплекса социокультурных факторов. Искусство же, не подкрепленное влиянием семьи, школы, микросреды, формирующих общекультурный уровень личности и его составную часть - эстетическое развитие, не оправдывает тех надежд, которые на него возлагались как на главное средство эстетического воспитания.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru