Понимание значимости эмоционального насыщения в жизнедеятельности личности, уяснение места искусства в удовлетворении этой потребности дает возможность глубже понять ряд процессов, происходящих в современной художественной практике, видеть их положительные и отрицательные стороны.

Привлекательность многих видов и жанров искусства обусловлена заложенным в них рекреационным потенциалом. Эти особенности присущи детективу, мелодраме, эстраде и т. д. Без понимания проблем, связанных с эмоциональным насыщением, нельзя понять во всей полноте ситуацию, сложившуюся вокруг достаточно широко распространенного отношения к искусству как развлечению.

Этот уровень общения с искусством, значение возникающих здесь эмоциональных контактов не поддается однозначной оценке. Особенно если исходить из предполагаемых схем эстетического развития личности, которые основываются на эстетических и искусствоведческих подходах в понимании должного воздействия искусства на человека. Представляется, что следует избавиться от бытующего еще снобистского понимания места искусства в жизни человека, абсолютизации его познавательных, развивающих возможностей. Признание социальной значимости роли искусства в эмоциональном насыщении человека позволяет по достоинству оценить вклад, который оно вносит в сознание эмоционального равновесия, психологического комфорта личности.

Отличие второго выделяемого уровня влияния искусства на эмоциональную сферу человека состоит в осознаваемости личностью потребностей, которые являются двигательной силой в обращении к искусству. Это существенно сказывается на качестве приобщения к искусству. Формирование культуры чувств становится возможным тогда, когда наряду с определенными предпосылками, создаваемыми эмоциональным воздействием художественного произведения, со стороны личности существует осознанная установка на необходимости достижения этого уровня чувств, понимание их ценности. Выведение процессов, происходящих в чувственной сфере, на уровень рефлексии.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru