Постижение произведения, напротив, должно быть связано с раскрытием человеком не вообще какого-либо смысла искусства, а в соответствии с культурно-исторической традицией, наиболее полное приобщение к которой осуществляется в обучении искусству. Здесь вид искусства, которому обучается индивид, превращается для него в своеобразный манок, с помощью которого он проникает в другие искусства, воспринимает их произведения не как отдельные художественные события, а как явления длительного культурного развития, обладающего определенной целостностью и единством. Даже произведения сложносоставных, синтетических искусств «технического комплекса», возникшие совсем недавно, воспринимаются при этом в русле традиции, что обеспечивает применение к ним сложившихся в историческом движении культуры художественных критериев (это, в свою очередь, определяет уровень их собственного развития). Исходя из этих критериев, воспринимается культурная и формально-структурная уникальность любого произведения, что возможно лишь благодаря предварительному постижению реципиентом видовых особенностей искусства. У конкретного человека представление о виде искусства формируется в соответствии с определенными константными характеристиками искусства, которые затем и выступают в качестве критерия художественности произведений. В этом смысле вид искусства выступает для него в качестве повтора, позволяющего воспринять произведение как соразмерность традиционного и уникального.

Посткоммуникативная стадия восприятия, связанная с рефлексией относительно произведения и воспоминанием о нем, так же предполагает художественно образованного субъекта, поскольку искусство нуждается в слушателе, читателе, зрителе и т. д., способном на грамотную оценку художественного явления, что свидетельствует о культурном отношении к нему. Здесь под грамотой подразумевается не только знание, но и освоение ритуалов отношения к конкретным искусствам, постижение форм приобщения к ним, умение вступать в диалог с искусством и вести его.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru