Историческая типология форм эстетической чувственности должна опираться на данное определение и связываться с культурно-историческими способами человеческого переживания мира. Процесс чувствования во всем богатстве его проявлений собственно и есть процесс культурного переживания действительности, в котором и выявляется ее подлинный смысл, т. е. смысл человеческий. В этом отношении историческая типология форм эстетической чувственности является типологией человеческого миропереживания, при анализе которого основное внимание сосредоточено именно на переживании как на способе освоения объективного мира, при котором опредмечивается человеческая субъективность, в ее специфическом выражении.

Выразительностью обладает любой предмет, являющийся результатом человеческой деятельности, но лишь в произведениях искусства выразительность становится основным качеством, а потому именно искусство дает наиболее четкие основания для реконструкции исторического движения форм эстетической чувственности. Можно с уверенностью сказать, что в видах и жанрах искусства в их исторической эволюции отражается процесс развития человеческой эстетической чувственности.

Что касается архаических культур - периода, когда о развитых видах и жанрах искусства еще не приходится говорить, то формы эстетической чувственности полагались в них в той мере, в какой многообразие материально-практического отношения к действительности вызывало необходимость выражения и в художественныn формах. Сами эти формы еще тесно связаны, во-первых, с практическими нуждами  рода,  во-вторых, с естественным разделением труда, в-третьих, с естественными, «инструментальными» особенностями человеческой телесности.

Уже здесь обнаруживается два типа выразительности первый из которых опирается на выразительные возможности самого человека, второй -на выразительность природных объектов, преобразованных человеком: дерева, камня, глины и т. д.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru