Как видим, эстетические объект и субъект теснейшим образом взаимообусловливают друг друга, совпадая в чувственной практике индивида как представителя рода: последний не только переживает (внутренне присваивает), но и проживает (предметно осваивает) все моменты собственного бытия.

Еще одной важной характеристикой эстетического субъекта, на которой бы хотелось кратко остановиться, является актуальная нерефлексируемость эстетического опыта. Непосредственное переживание осуществляется при участии сознания, но не осознается как таковое в момент чувствования, вернее, не контролируется сознанием и волей человека (мы часто чувство испытываем как пытку). Это не исключает того, что предметом переживания может быть саморефлексия индивида. При этом переживание выполняет функцию именно непосредственного самоопределения человека, самодостаточного в своей чувственной достоверности. В переживании каледый момент существования присваивается и завершается через оценку его приемлемости для полноценной самореализации человека, соответствия его смыслу жизни переживающего. Однако в этой оценке участвуют не только и не столько сознательные уровни личностной структуры (суждение вкуса), но прежде всего усвоенные, часто вербально неосознаваемые, смыслы культуры, обеспечивающие индивиду сопричастность с социумом помимо его воли. Поэтому эстетический опыт никогда полностью не может быть выражен в каком-либо определенном мнении человека о себе или иной его сознательной декларации. В этом смысле переживание выступает формой «неосознаваемого самосознания» человека, а единственным способом его целостного выражения является художественное творчество.

Исходя из сказанного попытаемся обосновать необходимость типологизации эстетического субъекта. Она вытекает, на наш взгляд, из назревшей потребности выработки методологического аппарата для анализа зафиксированного в современных эстетике, искусствознании и культурологии факта его неоднородности. В качестве примеров такой фиксации можно привести множество описаний, касающихся того или иного аспекта этой сложной эстетической проблемы.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru