Обретая «мировую ось» собственного внутреннего бытия, человеческий субъект обретает тем самым способность к подлинному развитию, самовоспитанию, в том числе и эстетическому, ибо лишенное почвы воспитано быть не может. Свою роль в процессах подобного практического самообретения человека в сегодняшнем мире призвано сыграть и искусство. Какими возможностями оно для этого располагает?

Роль искусства в формировании нравственного мироотношения личности

Теоретический аспект взаимосвязи искусства и мироотношения был рассмотрен автором данного раздела в специальной монографии. Не повторяя сказанного там, обратим внимание на те стороны указанной взаимосвязи, которые важны для выяснения специфической роли искусства в формировании нравственного мироотношения личности.

Одной из существенных черт мироотношения, отличающих его от мировоззренческого сознания в целом, является его бытийный характер. Оно возникает и формируется не просто как сознание или самосознание, но как осознанная человеческая позиция в самом бытии, возможная именно благодаря тому, что не только в сознании, но и непосредственно в практической жизни человек уже обобщает действенность, вырабатывает обобщенно-целостное отношение к ней.

Вместе с тем указание на бытийность мироотношения еще не раскрывает полностью его специфику в интересующем нас плане. Если мировоззрение по самому своему существу ориентировано на идеал научности и высшей ступенью его развития является научное мировоззрение, то мироотношение столь же естественно предполагает акцентирование нравственных сторон бытия человека, и развитая личностная форма его неизбежно представляет собой мироотношение нравственное. И на это есть свои причины. Ведь мироотношение - не только сознание, и не только простое нахождение в мире, даже не только практическое его обобщение, а принципиальное самоопределение в нем.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru