И только в одном из мыслимых, выходящих за рамки собственно художественной культуры направлений, духовно-преобразующее воздействие есякого подлинного произведения искусства, будь то драма Шекспира, роман Достоевского или" Л. Толстого, симфония Бетховена и т. д., совершенно безусловно и ни в каких посредниках не нуждается - это именно утверждение того или иного целостного нравственного отношения к миру, имеющего глубоко родственную искусству бытийную основу. Здесь настоящее творчество всегда бескомпромиссно и прямо «нацелено» на действительность. Не удивительно, что и искусство наших дней, к каким бы условным или, напротив, жизнеподобныы формам оно ни обращалось, именно в этом пункте наиболее решительно осуществляет свой прорыв к реальности. Не удивительно и то, что именно проблематика нравственного отношения к миру наиболее непосредственно и безотказно, не дожидаясь никаких ценных указаний и руководящих директив, находит всестороннее отображение в нем. И осмысление его поисков и находок, критический анализ его произведений не должны, на наш взгляд, игнорировать это существенное обстоятельство.

Что реально стоит за упомянутой проблематикой? Ее тематический спектр все полнее и отчетливее выявляет современное художественное творчество; более конкретным и глубоким становится в последние годы и освещение соответствующих тем в отечественной философско-этической, критической, научно-популярной литературе. Как собственно мироотношенческис могут быть, в частности, осмыслены «вечные» темы свободы и достоинства человека, его жизни, смерти и бессмертия, веры, надежды и любви, радости и страдания и т. д. Существенны для уяснения содержательных контуров данной группы проблем и вызываю-

Ныне широкий резонанс концепции «открытости» и «закрытости», «монологичнрсти» и «диалогичности» бытия, современная критика антропоцентризма, переосмысление взаимоотношений человека и окружающей среды и т. п.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru