Отчужденный характер капиталистических общественных отношений делает уклад жизни буржуазного общества враждебным гуманистическому содержанию эстетической сферы культуры, лишает ее механизмы опоры во внутренней мотивированности эстетических идеалов и вкусов индивида, обрекает эстетическое наслаждение на существование «вне действительного содержания жизни людей и в противоречии с ним...».

Вместе с тем именно развитие производительных сил общества при капитализме, с необходимостью образуя систему «универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций», создает объективные предпосылки и движущие силы в лице революционного пролетариата для перехода к третьей ступени развития общественных отношений - коммунистической общественно-экономической формации. «Свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и на превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние»,- так определяет К. Маркс сущность коммунистических общественных отношений, формирующих новый тип эстетического начала культуры общества, отличного как от локально-ограниченных традиционных культур добуржуазної! формации, так и от гипертрофированно-индивидуалистической (элитарная культура) и мнимо коллективистской («массовая культура») культуры капитализма.

Становление нового исторического типа эстетической сферы культуры непосредственно обусловлено процессом возникновения и утверждения нового характера отношений между обществом и индивидом, формированием черт социалистического, а затем и коммунистического типа всесторонне развитой личности у всех членов общества. Решение этой задачи возможно только на основе такого развития выработанных историей культуры человечества эстетических форм общения индивидов, которое обеспечивало бы не только регуляцию их жизнедеятельности эстетическими нормами общества, но и возрастание активного приобщения личности к самому процессу творческого созидания этих норм, т. е. свободное проявление ее творческих сил и способностей в качестве эстетического субъекта «большой», общечеловеческой культуры.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru