Что происходит, когда человек созерцает определенный внешний предмет, погружается во внутреннее созерцание, наслаждается, страдает, созидает творческий продукт или потребляет таковой? Ответ на этот вопрос предполагает рассмотрение феномена эстетического как чувственного отношения человека к миру.

Термин переводится с греческого как чувственный. Закономерности человеческой чувствительности являются предметом эстетики как науки об эстетическом. Само по себе понятие чувственности не несет никакой ценностной нагрузки. Чувственность может реализовываться на широком спектре содержательных ценностных определенностей, полярными полюсами которого и являются наслаждение и страдание.

Субъектом чувственного отношения всегда является конкретный человеческий индивид, ибо именно он концентрирует в себе способность переживать различные реалии своего бытия. Мы вряд ли можем говорить, что чувствует общество или класс или другая общность людей. Чувствование всегда осуществляется в модусах «я». И только в этом случае оно обладает самоочевидной достоверностью для личности. Однако означает ли это, что человеческая чувственность сосредоточена исключительно в индивидуально-субъективной активности человека? Безусловно, нет. Отличие чувственного отношения человека от чувственных реакций животных заключается в его универсальной опо-средованности миром культуры во всех ее предметных проявлениях (предметах как внешних - «вещных», «отношеннических», «живых», так и внутренних - идеальных). В предметности культуры воплощаются, опредмечиваются всеобщие сущностные характеристики родового человеческого бытия в мире. Поэтому переживая собственное бытие в культурных параметрах, заданных формами и содержанием предметности, индивид утверждается и как родовое человеческое существо. В этом, собственно, и состоит функция эстетического отношения в культуре, оно «дает возможность» индивиду совместить в переживании уникальные и ограниченные определенности своего существования с тотальными определенностями человеческого способа бытия в мире и тем самым присвоить родовую сущность в непосредственном состоянии собственного самочувствия.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru