Именно на полном отсутствии рефлексии над своими мировоззренческими основаниями и покоится его уверенность в собственной самодостаточности и независимости от всеобщих определенностей существования, парадоксальным образом сочетающаяся с постоянными ссылками на общепринятое мнение, столь свойственное для «обыденного самосознания» коллективизированного эстетического субъекта. «Ориентированность индивида «на себя», на свой опыт и его житейскую бытовую убедительность, на свои реально действующие сегодняшние понятия и их оперативность и достаточность для любых предлагаемых ситуаций, необязательность выхода сознания и воображения на новые рубежи непредвиденных духовных измерений»,- так характеризует И. А. Ястребова ту тенденцию в общении публики с искусством, за которой стоят первообразы коллективизированного эстетического сознания. «Индивидуальное, взятое только как сегодняшнее индивидуальное, только в таком своем качестве, погруженное в самого себя, в свою «достоверность», свою распространенность и не продолженное в пространство революционной, меняющейся, требовательной реальности нашего века,- такое индивидуальное... может вырасти в стимул для распространения ограничительных, даже оборонительных культурных тенденций. Такая культурная реальность будет защищать индивида от излишних перегрузок сегодняшнего дня, исподволь приспосабливать и приноравливать его психику, воображение и дееспособность к посильным для него испытаниям».

Присоединяясь к этой характеристике личностных оснований «щадящей» культуры, обеспечивающей ее субъектам чувство уверенности в себе путем неосознаваемого «растворения» индивида в системе заранее отведенных ему социумом функциональных ролей, отметим только, что, на наШ взгляд, сам факт существования в культуре социализма такой «ипостаси» человеческого самоутверждения является не показателем какой-то новой тенденции, неизвестно откуда появившейся и ведущей к «отрицательным» и «нежелательным» последствиям. «Щадящая» или адаптивная функция культуры - такое же необходимое звено в цепи самоосуществления человека, как и все другие ее функции.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru