Все это подтверждает необходимость обучения искусством с формированием специфического отношения к каждому из них. Особо встает вопрос о художественном образовании в «искусствах технического комплекса», в результате которого возникает понимание того, как относиться и как воспринимать кино, эстраду, радио, телевидение. Во всяком случае практики обсуждают этот вопрос самым серьезным образом, о чем свидетельствует желание создать собственные ритуальные формы связи «новых искусств» с их аудиторией, использовать традиции общения публики со «старшими искусствами».

Н. М. Зоркая выделяет три стадии освоения художественной традиции «новыми видами»: копирование «старших» искусств, подражание им, резкое отмежевание и отталкивание традиции, усвоение традиции на основе достигнутой самобытности, самостоятельности и свободы. Это в полной мере относится и к процессу художественного восприятия. По отношению к тому же телевидению зритель вначале использовал ритуал общения, выработанный в контакте с другими искусствами (люди собирались вместе для просмотра телевизионных программ), затем произошло превращение телевидения в атрибут бытовой культуры, в комитатное искусство, сейчас стоит вопрос об обучении аудитории избирательному отношению к телевизионной программе, о соответствующей ее рекламе, об использовании предварительной телеинформации для подготовки зрителя к восприятию конкретной передачи. И в других искусствах «технического комплекса» мы сталкиваемся с чем-то похожим: индивидуальное прослушивание проигрывателя и магнитофона постепенно замещается фонотеками и дискотеками, где осуществляется коллективное прослушивание, за рубежом формируются видеотеки, слайдотеки и т. д.

Таким образом, необходимость обучения отношения к отдельным видам искусства, обусловливающее создание художественной ситуации при общении с ними, осознается в теории и является насущной потребностью практики искусства.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru