Так же как мироотношение в целом, искусство не может быть внедрено в объективно-принудительном порядке; его правила и критерии факультативны, действие его закономерностей опосредовано невынужденным обращением к ним - обращением, которое, разумеется, имеет свои реальные основания, относящиеся, впрочем, уже к области развития самой индивидуальности и ее положения в социально-историческом мире.

Рассмотренная специфика субъективно-человеческого статуса искусства во многом предопределяет характер освоения им разнообразного внешнего опыта, интересующего его и переплавляемого в содержание художественных произведений главным образом в экзистенциально-нравственном аспекте, т. е. под углом зрения свободно избранного целостного человеческого состояния в мире. Герои подлинного искусства потому и герои, что в той или иной мере ответственны за свою судьбу, как бы сами накликают ее на себя, утверждая выстраданную ими идею полнотой собственной жизни. Вполне естественно, что эта изначальная матрица искусства, обусловленная самим его расположением в «пространстве» человеческой реализации, налагает отпечаток и на непосредственный результат его воздействия, определяя специфику культурных функций, которые оно способно наиболее успешно выполнять.

Так, непосредственной и безусловной функцией искусства не может быть познание действительности уже только из-за того, что идеальная сфера познавательных актов и духовно-нравственное бытие искусства находятся в различных экзистенциальных плоскостях - их связь невозможна без определенных преобразований, посредствующих звеньев. Еще менее того искусство может быть прямым орудием нормативной морали, предписания которой вообще не предполагают активного соучастия субъекта и какой-либо процессуальное его внутренней жизни. Даже мировоззренческая и ценностно-ориентационная функции искусства реализуются на основе определенного экзистенциального сдвига, перехода соответственно в идейно-духовную или же практически-смысловую сферу с последующей интерпретацией содержания произведений в заданном таким переходом ключе.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru