В этом смысле оно не является некоей субстанцией, концентрирующей в себе какую-то одну ценностную характеристику чувственного опыта, а, скорее, выступает механизмом культуры, обеспечивающим непосредственное «для себя бытие» индивида как всеобщего субъекта культуры.

Взаимодействующими и взаимополагающими элементами («деталями») этого чувственного механизма культуры, по К. Марксу, являются: чувственно представшая перед человеком предметная реальность культуры, человеческие органы чувств (чувства-теоретики), внутренние духовные чувства человека (чувства-практики).

Итак, если культура является такой сферой жизнедеятельности человека, в которой он может реализовать себя во всей исторически возможной полноте своих сущностных определенностей, то эстетическое отношение, как уже указывалось, выступает конкретным механизмом культуры, который делает всеобщность родового самоутверждения достоянием каждого человеческого индивида, что находит свое проявление в непосредственном самочувствии последнего.

Эстетическое отношение представляет собой способ, с помощью которого культура обретает свое непосредственное живое индивидуальное бытие, в которой различие человеческой тотальности и индивидуальности, целостности и частичности снимается в непосредственных чувственных состояниях индивидов.

Специфика эстетической модальности мироотношения находит адекватное выражение в понятии «эстетического субъекта», разработанном В. П. Ивановым. Эстетический субъект - это абстракция персонифицированной коллективности, категория, фиксирующая форму и механизм индивидуализации общественного, способ трансформации общественно-предметной реальности в реальность внутренней жизни человека, представляющую собой постоянную смену состояний его самочувствия и переживания. Особенно подчеркнем, что понятие эстетического субъекта - это теоретическая абстракция, ибо при анализе эстетического отношения, которое как культурный механизм, безусловно, реально (оно действительно «работает» в культуре, а не изобретается эстетиками), зачастую происходит путаница с используемыми понятиями.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru