Интенция любого мировоззрения на гармонию человека и мира (мир понимается прежде всего как социальный мир), человеческого мира и природы всегда приходила в конфликт с реальностью, что в общем-то и являлось причиной мировоззренческих инноваций, по-новому осмысливающих природу человеческого существования. В архаических и древних обществах мировоззренческий конфликт задавался главным образом общественным сознанием, а каждый индивид лишь приобщался к уже существовавшим формам его разрешения. Таковым, например, был свойственный всем архаическим культурам мировоззренческий конфликт между хаосом и порядком, который разрешался в мистериальном ритуале, включавшем в свое действие всех без исключения членов коллектива. В средние века мировоззренческий конфликт задавался религиозной парадигмой противоположности тварного и божественного миров и разрешался как в религиозной практике, так и в различных смеховых действах.

Современная культура индивидуализировала возможности осознания и переживания мировоззренческих конфликтов, а также расширила сферу возможных способов их творческих разрешений. Однако и в современную эпоху индивид не всегда выбирает путь построения собственного мира в своем уникальном жизнетворчестве. Он может «присоединяться» к уже заданным формам осознания и разрешения мировоззренческого конфликта, каковым является, скажем, любая идеология, в основании построения которой всегда лежит признание определенного конфликта и указываются по возможности непротиворечивые пути его устранения. Психологическим «обеспечением» переживания мировоззренческого конфликта каждым индивидом выступают возрастные закономерности формирования самосознания человека. Социализируясь, приобщаясь к общественному идеалу, получая образование, индивид присваивает действительность прежде всего в ее положительных смысловых характеристиках.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru