Например, мифологическое мировоззрение, соответствовавшее первобытнообщинному способу производства, воплотило в себе и запечатлело (с помощью различных символических систем) на бессознательном уровне все те небезразличные реалии человеческого бытия, переживание которых позволяло индивиду утверждаться в собственно человеческом качестве. Изменение материальной жизни привело и к изменениям в мировоззренческом сознании.

Однако материальные отношения никогда не меняются таким образом, что их предшествующие формы полностью исчезают, «начисто» заменяясь вновь возникшими. Некоторые достаточно стабильные (как бы вневременные) формы бытия остаются, по сути, неизменными от эпохи к эпохе, воспроизводя вместе с собой и отражающие их мировоззренческие архетипы. Возьмем, к примеру, крестьянский труд и крестьянский уклад жизни, который, несмотря на все революции в производственных отношениях и неоспоримый прогресс в развитии производительных сил, остается вплоть до XX в. нераздельно связанным с землей, с природными циклами, со специфической организацией быта и т. д. Таких примеров при желании можно привести множество. Мы говорим об этом только для того, чтобы показать, что современный мир дает столько же пространства и возможностей для бытования первообразов мировоззренческого сознания, какими они сложились в далекой истории, сколько таких возможностей, они имели, скажем, в доиндустриальную эпоху. Причем, если в силу господства рационалистической идеологии эти мировоззренческие структуры через различные формы культурного наследования и трансляции усваиваются как структуры неосознаваемые, так сказать - подспудно (никто ведь открыто не ставит себе задачу мифологизации массового сознания), то для нас важно отметить, что они воспроизводятся именно общественным образом, а не являются биологически-врожденными структурами человека.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru