Но именно мерой «другого человека», вненаходимого субъекту, что и сообщает эстетической чувственности объективность духовно-практического освоения мира. «Нужно почувствовать себя дома в мире других людей,- писал М. М. Бахтин,- чтобы перейти от исповеди к объективному эстетическому созерцанию... к прекрасной данности мира... Не моя, но человеческая природа во мне может быть прекрасна и человеческая душа гармонична» и.

В системе культуры диалогизм эстетического отношения, его изначальная ориентированность на «другого человека» и его «субъект-субъектная» природа реализуются в том, что в эстетической сфере культуры на первый план выступают функции регуляции непосредственного и опосредственного общения индивидов, придание им определенной эстетической формы как в виде обрядности, ритуалов, этикета, моды и т. д., так и в более сложных и многосоставных их модификациях (эстетическая организация условий и процесса труда, эстетика предметной среды, экологическая эстетика, эстетика быта и физической культуры и т. д.). Ввиду того что в этой стороне эстетического начала культуры с наибольшей очевидностью и наглядностью проявляется ее социализирующая и воспитательная направленность, некоторые исследователи склонны именно к ней сводить ее сущность и роль в общей системе культуры общества.

При этом, однако, не всегда до конца берутся во внимание социально-исторические условия, обеспечивающие эффективное функционирование эстетических идеалов и вкусов в качестве норм, регулирующих разные виды деятельности и общения индивидов. Исследования по истории культуры свидетельствуют о том, что регулятивно-нормативные функции эстетической сферы культуры наиболее успешно осуществляются в так называемых традиционных культурах, сложившихся в условиях рабовладельческой и феодальной общественно-экономической формации, когда, по словам К. Маркса, «отдельный индивид... естественно или исторически расширившийся до пределов семьи и рода (позднее - общины), непосредственно воспроизводит себя из природы, и его производительная деятельность и его участие в производстве привязаны к определенной форме труда и продукта, а его отношение к другим определено точно таким же образом».



© 2008 Все права защищены psychotema.ru