Подчеркивая, что «кроме искусства, ни один другой продукт человеческой деятельности не образует вокруг себя такого «культурного поля», М. С. Каган связывает «уникальную культурогенную способность» искусства с его направленностью на формирование и преобразование человека, в результате чего «искусство приобретает такую культурную ценность и такую общественную значимость, что для наиболее эффективного выполнения этой ответственной функции в общей системе культуры исторически выработалась специальная ее подсистема» - художественная культура.

При характеристике структуры художественной культуры разные авторы называют разные и различные по количеству составляющие ее элементы, однако общим для всех определений структуры художественной культуры является выделение в ней звеньев, обеспечивающих, во-первых, производство, во-вторых, хранение, распределение и распространение, в-третьих, потребление (восприятие и освоение) художественных ценностей (произведений искусства). В динамическом взаимодействии этих основных элементов художественной культуры и осуществляется социальное функционирование искусства, реализуется его общественное назначение. Конкретно-исторический характер этого взаимодействия, определяемый социально-экономическими условиями развития культуры, проявляется не только в действии тех или иных функциональных механизмов подчинения производства, распределения и потребления художественных ценностей интересам господствующего класса. За социально-экономическими и политико-идеологическими формами координации и субординации элементов художественной культуры кроется их глубокая содержательная взаимозависимость, отражающая способность данной исторически обусловленной культуры быть реальным и действенным фактором целостного развития человека.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru