Телевизор, который зачастую смотрят мимоходом, не всегда вникая в смысл происходящего, тем не менее не выключается, так как светящийся экран создает особое состояние, впечатление причастности к большому миру, к человеческой общности, периодичность его передач как бы программирует получение определенных эмоций. Телевизор дома сегодня на эмоциональном уровне способствует определенному равновесию между человеком и окружающим его сложным миром через самоощущение причастности к нему.

Примеры «фонового» бытования искусства легко множить. Но сейчас можно утверждать, что подобное восприятие искусства типично для выделенного нами уровня воздействия искусства - эмоционального насыщения. Не за-мечать это явление или же относить его к духовным издержкам времени - заведомо обеднять картину функционирования искусства, понимание его возможностей.

Представляется, что следует избавиться от бытующего еще снобистского подхода к пониманию места искусства в жизни человека, абсолютизации его познавательных, развивающих возможностей. Признание социальной значимости роли искусства в эмоциональном насыщении человека позволяет по достоинству оценить вклад, который оно вносит в создание эмоционального равновесия, психологического комфорта личности. Необходимо выяснить действительную роль эстетического на этом этапе воздействия искусства на личность. Указания на то, что эстетический фактор не является ведущим, здесь вовсе не означает отрицания действенности эстетического.

В основе воздействия искусства всегда лежит эстетический фактор, определяющий качественную сторону влияния на человека. Сущность его заключается в том, что воплощенная в произведении действительность поворачивается к человеку особой чувственно-выразительной стороной, восприятие которой и определяет особый строй ощущений, обостренный характер переживаний, удовлетворение от испытываемых эмоций, которые для личности носят самоценный жизненно необходимый характер.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru