Тем не менее все перечисленные, как и некоторые другие, процессы и факторы, которые могли бы быть упомянуты здесь, приобретают специфический для нынешнего времени колорит именно в связи с растущим осознанием переломности исторического момента, критичности достигнутой человечеством точки. Становится все очевиднее, что ни сохранение культуры, ни сохранение природы, ни поддержание международного порядка, ни продолжение самого существования человечества уже не могут быть обеспечены «сами собой», без специально направленных на это усилий - от нравственно-волевого самоконтроля до выработки определенных рациональных гарантий продолжения жизни как целостного естественного процесса. Формы воплощения в искусстве возникающего  в таких  условиях типа мироотношения и были прослежены выше.

Остается, однако, один существенный вопрос. Играя столь ответственную роль в формировании и утверждении человеческого мироотношения, способны ли искусство и эстетическое начало сами по себе содержательно определять место человека в мире, составлять подлинный смысл его бытия?

Несомненной реальностью наших дней является то, что в момент, когда типичные для периода застоя рутинные скрепы мироотношения в полной мере доказали свою непригодность, именно худол<ественная культура, прежде всего классическая художественная традиция, фактически оказалась одним из основных факторов, обеспечивающих духовное самоопределение личности. Творчество А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, А. А. Блока вновь предстает в этой ситуации как своего рода камертон человечности, подлинный критерий нравственной полноты человеческого бытия. Эта жизненно необходимая миссия искусства порой, однако, дает повод для его своеобразной сакрализации, возведения выдающихся его представителей в ранг неких непогрешимых кумиров современного сознания.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru