Результаты исходных  исследований  показали,  что школьники 12-13 летнего возраста не тренированы к статическим напряжениям даже небольшой интенсивности. В первый период после статического напряжения мышц кисти и предплечья, равного 7з максимальной силы и продолжавшегося до отказа, минутный объем дыхания и потребление кислорода оставались почти равными величине этих показателей в последний период статического напряжения. У двух испытуемых отмечен феномен Линдгарда. Этот феномен проявляется в том, что вентиляция легких, поглощение кислорода и выделение углекислого газа достигают наивысшего уровня не во время выполнения статического усилия, а в первые минуты восстановительного   периода.   Появление этого феномена зависит как от интенсивности, так и продолжительности   усилия,   а также и от возраста (В. В. Скрябин, 1957; М. Е. Маршак, 1961; Б. К. Гуняди и др., 1977; Р. А. Шабунин, 1969). Этот феномен отражает кислородный дефицит, возникающий во время

работы вследствие неадекватности аэрации легких. Вели во время работы дышать равномерно и глубоко, то при таком выполнении статического усилия феномен Линдгарда исчезает (М. Е. Маршак, 1961). Изменения дыхания на первой минуте восстановительного периода в наших исследованиях, по-видимому, также объяснялись гипоксией, возникающей во время статического напряжения, особенно в первые его периоды. На наш взгляд, особенности дыхания при статическом напряжении у школьников 12-13 лет в большей мерс определяются возрастной спецификой деятельности отделов центральной нервной системы, имеющих отношение к регуляции дыхания. Исследования показали, что благоприятная реакция дыхания на статические напряжения возможна только при специальной тренировке к ним. Включение в структуру занятий  физкультурой   школьников   12-13 лет дозированных статических упражнений совершенствует систему кислородного обеспечения организма. В наибольшей степени  тренировка  к  статическим напряжениям совершенствует начальный этап развертывания вегетативных функций, что создает более благоприятные условия для удержания усилия  (продолжительность статического напряжения в первой опытной группе равнялась 172,5±11,3 с, во второй группе - 162,1 ±7,0 с).



© 2008 Все права защищены psychotema.ru