Поэтому в обществе не существует эстетически неразвитых людей, все они развиты, но только по-разному. Эстетическое развитие проходит под воздействием такого множества разнообразных объективных и субъективных факторов, что оно не может быть следствием одного только эстетического воспитания, да и любого целенаправленного воздействия на человека. Поэтому вряд ли стоит самонадеянно полагать, что мы можем получить эстетически развитого человека (в нормативистском понимании), обучив его определенным навыкам, вложив определенную сумму знаний, сформировав определенные убеждения. Этим, кстати, оно отличается от художественного развития личности, которое как раз основывается на приобретенном умении общаться с миром художественных ценностей. Однако художественная развитость человека отнюдь не гарантирует его эстетической развитости как соответствия идеалу культуры. Эстетическое развитие не результат внешнего осознанного и планируемого воздействия на человека, но факт его бытия, феномен его уникальной жизни, уже ставшая определенность его существования. (Наверное, нет нужды доказывать, что сознательные усилия по формированию человека - это лишь определенная, но отнюдь не определяющая «часть» этого бытия). Марксистская концепция культуры неразрывно увязывает ее конкретно-историческую специфику со спецификой тех общественных отношений, которые образуют ее живую плоть, воплощающую в себе действительность проявления человеческой сущности. «Важное значение имеет ... учет особенностей различных форм разделения труда и тех социальных условий, в которых осуществляется человеческая деятельность. Ведь именно последним определяется степень универсальности, всесторонности, либо же, наоборот, одностепенности конкретных субъектов деятельности...»



© 2008 Все права защищены psychotema.ru