Настоящий читатель - тот, кто воспринимает смысл художественного образа в литературе, отличающийся от обыденного смысла слов, которыми этот образ создан. И в стихах, и в художественной прозе важна эмоциональная настроенность, вызываемая объединением понятий, взаимосвязью между ними.

Слово художественной литературы несет такую эмоциональную нагрузку, которая невозможна в других случаях словесного общения. В том непосредственном общении поэта и рассказчика со слушателями, с которого берет свое начало искусство слова, использовались и такие выразительные средства, как жест, мимика, оттенки голоса. В распоряжении современного писателя - письменный текст, в котором он воплотил свое видение и переживание реальности. Читатель же должен выполнить противоположно направленную работу: восстановить в своем воображении то, что выражено писателем в слове. Эстетическое наслаждение прочитанным - это восприятие картин, восстановленных в воображении читателя. Книга может быть оформлена и издана с самым замечательным эстетическим совершенством, но главным в ее восприятии тем не менее будут те образы, которые сам читатель восстановил из писательских слов.

Одной только эмоциональной восприимчивости для такого читательского сотворчества недостаточно. Для понимания художественного текста не менее необходима и сосредоточенность интеллекта, проникновение в логику композиции, осознание взаимосвязи всех составных частей произведения. Чем сложнее и богаче жизненное содержание, воплощенное писателем в его книге, тем больше усилий требует она в процессе восприятия.

Известно, что и образцы высокой литературы иногда воспринимаются поверхностно, когда внимание читателя сосредоточено только на фабуле, на внешней стороне изображаемых событий. И тем не менее есть книги, к которым мы возвращаемся, как к мудрым друзьям и советчикам, и есть книги, которые нет смысла открывать еще раз, если уже известно, кто убийца.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru