Репродукция придает всем художественным достижениям прошлого одинаковый вид - вид бумажного листка. Утрачивается не только ощущение масштаба и дистанции, но и представление о предметном, реальном существовании произведения. Возникает иллюзия, что художественное произведение - это прежде всего сообщение, средства передачи которого не имеют большого значения. Именно поэтому знание фактов и имен из истории живописи, сюжетов знаменитых картин нередко сочетается с безразличием к собственно живописным качествам этих произведений.

Репродукционное «ознакомление» с искусством отрицательно сказывается и на восприятии экспонатов художественных музеев. Зритель, который привык перелистывать репродукции, в музее тоже скользит взглядом от картины к картине. Телевизор позволяет нам побывать во множестве музеев мира, но и на телеэкране воспроизведение живописи сопровождается значительными смысловыми потерями. Дело в том, что на экране картина превращается как бы в декорацию, зритель воспринимает преимущественно объект, изображенный художником, а не целостное произведение искусства в единстве формы и содержания.

Репродукции всех видов полезны лишь для тех, кто получил достаточное представление об особенностях живописи как вида искусства. В полной мере это относится и к скульптуре, и к декоративно-прикладному искусству.

Освоение фундаментального слоя художественной культуры - это не заучивание каких-то сведений о писателях, художниках и произведениях, а освоение навыков понимания искусства, работы с книгой, сосредоточенного восприятия серьезной музыки, развитие точности различения цветовых оттенков и пространственного воображения.

Подлинное освоение художественного наследия прошлого, как и создание новых художественных ценностей, возможно лишь при условии самобытного восприятия мира. Социалистический идеал - не омертвляющая унификация, а динамичное единство национального многообразия.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru