Более всего уровень художественного образования, обретенный в процессе обучения отдельным искусствам, сказывается на той фазе, на которой в воображении субъекта восприятия собственно и раскрывается художественное произведение во всем его богатстве. Все исследователи процесса восприятия искусства прямо связывают его на этой стадии с необходимостью практического обучения одному из видов художественного творчества и находят прямую зависимость падения интереса, скажем, к музыке от исчезновения культуры домашнего музыцирования, падения интереса к литературе и поэзии от неумения и от нежелания читать вслух и т. д.

Действительно, постижение смысла художественного произведения требует особого развития воображения, которое возможно лишь в ходе обучения. Необходимо за условностью языка искусства, отдельных элементов художественной формы улавливать безусловное их значение и понимать социальную значимость такого рода переливания мира. Это возможно лишь тогда, когда условный язык искусства становится органичным элементом духовной культуры человека, т. е. постепенно присваивается им как необходимый язык общения, что, собственно, и обеспечивает постижение подлинного смысла искусства. Искусство для воспринимающего субъекта выступает в своей всеобщей значимости в том случае, если он открывает его особенность В процессе обучения человек не просто осваивает формальные приемы конкретного вида искусства, а приобщается к тому фонду форм и смыслов, которые содержатся в народной фантазии, складывающейся веками в данном культурном регионе и за его пределами. Искусство здесь вы ступает способом проникновения в те пласты «коллективного бессознательного», которые по другому и не осваиваются в процессе духовного развития личности. На искусство как механизм приобщения к народной фантазии указывали Р. Вагнер, С. М. Эйзенштейн, М. М." Бахтин.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru