Если на органы чувств, т. е. на человеческий глаз и ухо, взглянуть с другой точки зрения и рассмотреть их как элементы физиологической структуры индивида, то здесь раскроется их участие в развитии художественной деятельности. И глаз, и ухо, и руки, собственно человеческое тело таковое, выступает в качестве антропоморфной детерминанты этой деятельности. Человек использовал и использует свое собственное тело как инструмент художествен ной деятельности. Причем на первых порах, до создания орудий художественного труда, он использовал в качестве инструмента только тело. Инструментальные возможности тела во многом обусловили первичную дифференциацию видов художественной деятельности - появление танца, вокала, скульптуры и т. д. Вполне естественно, что возможности человеческой телесности и особенности физиологии каждого органа, оказывали влияние не только на развитие форм выражения чувств, по и на содержание самих чувств

Вообще первоначальное значение человеческой телесности не ограничивается ее инструментальными свойства ми, которые использовались самим человеком в процессе деятельности, в частности художественной. Ощущение собственного тела в природной среде, в целом в круге человеческого бытия играло огромную роль на ранних этапах развития мировоззрения, смыслы которого определяли содержание человеческих чувств. Нам представляется, что и в современной культуре эта роль достаточно велика.

В связи с рассмотрением органов чувств необходимо уточнить понятие формы эстетической чувственности, поскольку к нему придется возвращаться по ходу рассмотрения поставленных нами проблем. Формы (эстетической) чувственности - это исторически сформировавшиеся в культуре способы выражения человеческого переживания мира, устойчивый характер которых, с одной стороны, обусловливается разделением функций «органов человеческой индивидуальности» (К. Маркс), в том числе и органов чувств субъекта деятельности, с другой - развитием самой художественной деятельности.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru