Особый комплекс чувств является побудителем в обращении к искусству в типе отношений, именуемых престижными. Удовлетворяются эти чувства не в процессе общения с произведением, а самим фактом приобщения к произведению, доступ к которому по тем или иным причинам затруднен, что повышает значение приобщения к нему в общественном мнении. Художсественная ценность рассматривается лишь как средство удовлетворения чувства тщеславия, упрочения собственной понятой социальной значимости, ведет к повышению самоуважения.

Можно было бы продолжать рассмотрение чувственной сферы как побудителя обращения к искусству в ее различных проявлениях, так же, как и возможности искусства удовлетворять самые различные чувства. Нетрудно было бы показать, что диапазон таких возможностей велик. Важнее выяснить, на чем основывается их действенность. Несмотря на то что осознанными эстетическими установками, потребностями в своем обращении к искусству руководствуется незначительное количество аудитории (порядка 8 % согласно социологическим исследованиям), эстетическое влияние на эмоциональную сферу оказывается решающим в удовлетворении чувственных потребностей.

Однако притягательность искусства независимо от типа отношения объясняется тем, что именно эстетический характер его воздействия обеспечивает возможность удовлетворять многообразные чувственные ожидания, придавая им яркость впечатлений, повышенный чувственный тонус, остроту переживания. Именно эстетическое воздействие на эмоциональную сферу способствует достижению чувства наслаждения - того, за чем обращается к искусству часть его аудитории, насчитывающая сейчас миллионы.

Возникновение чувства наслаждения в большей мере обусловлено уровнем эстетического развития личности, ее художественной образованности. В одном случае оно довольствуется игрой красок, пульсированием ритма, отточенности движений, в другом зависит от оценки мастерства исполнителя, необычности режиссерских решений и т. д.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru