Эстетический идеал нашего общества - всесторонне и гармонически развитая личность - получил свое научное обоснование в системе коммунистического мировоззрения и входит как составной элемент в общественный идеал коммунизма.

Социалистические общественные отношения составляют, таким образом, базис преобразования эстетической культуры общества на новой коллективистской основе. Однако процесс такого преобразования невозможен без действия механизмов внутрикультурных взаимосвязей, среди которых для эстетической культуры решающим является ее взаимодействие с художественной культурой.

Уровень эстетического развития личности как субъекта творческой деятельности является, с одной стороны, мерой соотнесенности между индивидом и художественной культурой общества, «эффективности» и всесторонности воздействия искусства на индивида и, с другой,- показателем усвоения индивидом всего духовного богатства художественной культуры. Поскольку взаимодействие индивида с искусством осуществляется в определенной культурной среде и само выступает в качестве составного элемента культурного процесса, то искусство здесь предстает не только со стороны своих внутренних закономерностей (как творческий процесс отражения и преобразования действительности художником), айв своем общественном функционировании в системе культуры, т. е. как художественная культура общества.

В советской и зарубежной марксистско-ленинской литературе общепринята точка зрения, согласно которой искусство, составляя основной структурообразующий элемент художественной культуры, не исчерпывает, тем не менее, ее содержания. «Художественная культура,- по словам М. С. Кагана,- есть особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности - художественного творчества, художественного восприятия, художественной критики и т. п.».



© 2008 Все права защищены psychotema.ru