Так, рассмотрение роли искусства в эмоциональном насыщении, выявление его возможностей в плане воздействия на человека, его чувства, переживания - можно охарактеризовать как первый уровень исследования.

Второй уровень, который необходимо выделить при исследовании искусства как регулятора эмоциональной жизни личности,- его воздействие па чувственную сферу, роль в формировании культуры чувств человека.

Поскольку эмоциональное насыщение, как отмечалось, является необходимой потребностью для нормальной жизнедеятельности человека, то существует и поиск способов удовлетворения этой потребности. В обращении к искусству этот мотив существен. Он может быть в разной мере осознаваем, а может и не осознаваться вовсе.

Каким образом происходит эмоциональное насыщение при обращении к искусству? На этом уровне необходимо выделить потребность в переживании эмоций, причем всей их гаммы - от отрицательных до положительных. Они нужны как своеобразная «физзарядка», упражнения для эмоциональной сферы. Наиболее отчетливо модель удовлетворения этой потребности можно увидеть в отношении детей к сказке. Слушая ее, ребенок испытывает и страх, и радость, и ужас, и жалость, и удивление. Весь комплекс переживаний в конечном итоге переплавляется в заряд положительных эмоций. Чем глубже переживания, тем весомее удовлетворение счастливым концом. При первом знакомстве эмоциональное тесно переплетено с познавательным, по сути, неотделимо от него. При повторном, а часто и многократном, обращении ребенок стремится именно к переживанию уже знакомой гаммы чувств, предвкушая возможность этого.

Возможность пережить чувства, которые в реальной жизни не находят выхода, делают для многих привлекательными мелодраму, детектив. Это те же сказки, только для взрослых, поскольку здесь работает та же модель удовлетворения эмоционального дефицита. Зная законы жанра и осваиваемый им жизненный материал, человек заранее представляет заложенный в нем комплекс эмоций.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru