Марксистско-ленинская идеология, в свою очередь, предполагает и свое специфическое понимание феномена культуры как магистральной тенденции общественного развития. Это понимание лежит в основе исследовательской и, более того, собственно культурной позиции ученого-гуманитария. Наряду с художественной интеллигенцией, гуманитарная интеллигенция выполняет в обществе функцию сохранения и воспроизводства культуры как особого модуса взаимоотношения человека и его бытия, как особой мировоззренческой и мироотношенческой позиции личности, требующей максимальной реализации возможностей самоутверждения человека в процессе его жизнедеятельности. Выступая от имени культуры, она противостоит в общественном образе жизни всему тому, что не соответствует отстаиваемому ей культурному идеалу, квалифицируя такие явления, как «некультурные», т. е. применяет к действительности собственную культурную мерку. Эта мерка становится тем последним и самоочевидным, не требующим обоснования критерием научной оценки, который к тому же задает определенную направленность, выявляет его смысловые полюса и опорные ценностные нормативы, подсказывает методологию и инструментарий анализа. Тут и возникает противоречие: с одной стороны, исследователь не может не рассматривать проблемы с определенной уже точки зрения (точки зрения субъекта культуры), что уже заранее в известной мере программирует результат его научных изысканий (он не должен вступать в противоречие с основополагающими мировоззренческими представлениями ученого), с другой, - само общество требует от него объективного знания об обществе, культуре, человеке, знания, позволяющего не быть идеалистами, утопистами, наивными просветителями хотя бы в той же культурной политике. Одно дело - это цели, устремления и надежды ученого в области культурного строительства, а другое - объективное знание культурной реальности. Второе предполагает известную отвлеченность от собственных вкусовых пристрастий при работе с конкретным материалом. Объективность возможна лишь тогда, когда к предмету анализа подходят без заранее сформированных предубеждений, готовой оценочной схемы, запланированных акцентов.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru