Все это определяет высокий уровень предпонимания искусства, к которому грамотный человек подходит, обладая уже знаниями относительно данного его вида в совокупности его структурных культурно-исторических закономерностей. В таком случае воображение воспринимающего сразу же направлено по верному руслу и действительно ориентировано на раскрытие произведения.

В современной буржуазной эстетике достаточно сильна традиция, отрицающая тесную взаимосвязь субъекта с объектом восприятия, при этом, естественно, исключается необходимость художественного образования. Феноменологи это обосновывают повышенной активностью субъекта, который, независимо от того, что он воспринимает, выстраивает свой образ произведения, мало похожий на образ, созданный в художественном произведении автором. Поэтому художественное образование не может создать предпосылки для восприятия. Современные позитивисты так же выводят воспринимающего субъекта за рамки общения с конкретным произведением. Они (Г. Эггебрехт, К. Дальхауз, И. Купер), напротив, настаивают на художественном образовании, но сводят его только к знанию теории отдельных видов, поскольку сам процесс восприятия искусства истолковывается ими как рациональная реконструкция структуры языка искусства, но вне обращения к его культурно-историческим истокам, к его конкретной модификации в связи с содержанием данного современного произведения искусства.

Несостоятельность подобных рассуждений становится очевидной с пониманием зависимости вторичного художественного образа, возникающего в сознании реципиента, от первичного, созданного автором в его произведении. Несмотря на принципиально интерпретативный характер процесса восприятия произведения отдельным индивидом, подлинной целью любого воспринимающего является адекватное переживание авторского замысла, которое достигается эмпатией, основанной на предварительной художественной подготовке человека. Собственно, только это можно считать восприятием искусства, поскольку в ином случае субъект действительно воспринимает «квазисубъект» (М. Дюфренн, М. Мерло-Понти), вне культурного и вне социального контекста.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru