Несоответствие, наоборот, трактуется как невозможность его подлинно человеческой самореализации, отчуждение от человека способности эстетически осваивать мир. Эстетическое развитие предстает в данном случае закономерным и целесообразным движением от менее совершенных форм эстетической практики к более совершенным, процессом, принципиально ориентированным на приобретение эстетического опыта в его «положительной» ценности, опыта, обогащающего сущностные силы человека.

Именно такой опыт, такое «прогрессивное» направление эстетического развития ассоциируется в исследовательской оценке с подлинно культурной и социально оправданной его формой. Нет сомнения, что подобная теоретическая позиция вполне правомерна и не требует особого методологического обоснования, поскольку в ней выражается одна из фундаментальных мировоззренческих парадигм социалистической культуры: магистральный путь развития человечества есть движение от отчужденного и частичного человека к всесторонне и гармонично развитой, свободной и духовно богатой- творческой личности. В соответствии с этим толкуется и феномен эстетического развития. Оно необходимо связывается с высшими духовными взлетами человеческой культуры, со свободой творческого самовыражения личности. Вместе с тем при таком подходе человек может быть квалифицирован как эстетически развитый при условии выполнения им специфических «требований» общества. В уже цитированной работе так освещается этот вопрос: «Что же понимается под эстетически развитой личностью в условиях зрелого социалистического общества, какие требования предъявляются к эстетически развитой личности? Требования общества к эстетически развитой личности концентрируются в задачах формирования у каждого человека активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу... Весьма важную и всевозрастающую роль в этом процессе играет повышение общего культурного уровня трудящихся, в том числе повышение их эстетической культуры.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru