Разумеется, устои такого нравственно-психологического комплекса и ныне достаточно прочны. Тем не менее нетрудно заметить, что качества личности, выводимой на авансцену духом сегодняшних перемен, не просто по-человечески более совершенны, чем названные, но зачастую вообще другие. На смену культуре молчания идет культура говорения, иронию сменяет бичующая сатира, позиция внутренней отстраненности уступает место субъективной вовлеченности в происходящее, взаимопонимание и общение утрачивают свои привычные мотивы по мере того, как рушатся внешние препятствия, сдерживавшие их развитие ранее. И все это - одна из причин того, почему и в собственно нравственной сфере сегодня приходится говорить о выборе и перестройке, а не просто о развитии и совершенствовании ценностей, принципиально уже заложенных в ней. Не только стиль жизни, меняется сокровенный нравственный смысл человеческой работы и творчества, а этот процесс не может обойтись без драматизма, без радикального переосмысления привычных жизненных ориентиров, без кризисов и срывов, возникающих на этой почве. Все это, как показывает практика, в какой-то мере «выбивает из колеи» искусство наших дней, привыкшее иметь дело с определенным эмоциональным содержанием, вынуждает его искать новые точки зрения па человека и мир.

Во-вторых, существенной чертой современной культурной жизни является ее нарастающая полифоничность, внутренняя дифференциация действующих в ней сил. Если на протяжении последних десятилетий основной единицей осмысления всего происходящего в этой сфере выступала «тенденция», под знаком которой рассматривался некий линейный промежуток времени, то к культуре, пробужденной перестройкой, подходить только с такими линейными мерками уже невозможно. В частности, искусство и нравственную культуру нашего времени характеризует как раз проявление в них различных тенденций, открыто заявляющих о себе, порою - открыто борющихся друг с другом.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru