Напротив, проблема искоренения его предпосылок в глубоких слоях практики и сознания людей ставится в наши дни необычайно остро. Эта острота проявляется и на уровне идеологии, где ряд привычных клише по-прежнему сохраняют ориентацию на «родовой» эгоизм общечеловеческого самоутверждения, «покорение» природы и т. п.

Во-вторых, в реальном мироотношении может доминировать и противопололшая установка, сводящая деятельность самого человеческого субъекта лишь к реализации, функционально-ролевой отработке определенных объективно предзаданных ему смыслов. При таком подходе, однако, неизбежно утрачивается подлинность самого предлежащего бытия, и последнее сводится к тем или иным идеализированным формам его репрезентации (деятельности, мышлению, языку, определенной социальной символике и проч.). Основные черты подобного мироотношения в наибольшей степени свойственны той актуальной в XX в. тенденции раз вития цивилизации, которая раскрыта в известных антиутопиях Е. Замятина «Мы», О. Хаксли «О дивный новый мир» и др., а в нашей отечественной действительности нашла выражение в пресловутой концепции «человека-винтика». Явный отпечаток именно такого отношения к миру несут на себе, впрочем, и упомянутые выше функционирующие в современной культуре смысложизненные субституты, при всем своем разнообразии обладающие общей способностью уводить людей от кардинальных проблем подлинного бытия и придавать их существованию некое подобие исполняемой роли.

В-третьих, наконец, наиболее отвечающим духу марксистско-ленинского мировоззрения следует признать такой общий тип нравственного отношения к миру, который основывается на принципиальном доверии субъекта к окружающему бытию со всеми известными и неизвестными возможностями его развития, способности принять его живую проблемность как гарантию осмысленности и серьезности собственного участия в нем. Разпосторонее обоснование такого типа мироотношения мы находим во взглядах К- Маркса на общество как «законченное сущностное единство человека с природой», в трудах В. И. Вернадского, А. А. Ухтомского, М. М. Бахтина и др.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru