Именно в этом плане художественное обучение отличается от воспитания, так как процесс воспитания всегда предполагает некоторое нормирование, усвоение предлагаемых оценок. Отличается обучение и от художественного образования, в котором упор делается на определенное количество знаний об искусстве, а не на качество общения с ним.

В художественном обучении созидание играет самую важную роль. В процессе созидания обучающийся человек как бы постепенно воспроизводит исторические формы развития искусства и последовательно развивает в себе чувственное отношение к миру, творческое воображение, что, в свою очередь, определяет все возрастающий интерес и к самому искусству - это в совокупности и дает то, что мы называем художественной культурой личности. Причем если в начале такого обучения его цели и задачи не осознаются ребенком и воспринимаются им как игра, то постепенно взаимодействие с искусством становится для человека все более сознательным, не утрачивая при этом прелести и непосредственности игры. Д. Дьюи когда-то довольно точно назвал искусство «играми взрослых людей», огромное значение которых скрыто за видимой бесполезностью.

В практическом обучении искусству мир искусства открывается во всем его объеме. У человека возникает не только общий интерес к искусству, но появляются потенциальные возможности приобщения к различным его направлениям и формам, будь то классическое искусство древности или народное искусство, искусство авангарда или современное реалистическое искусство. Человек, приобщенный к искусству, владеет «ключом», открывающим ему мир искусств. Конечно, эти потенциальные возможности не гарантируют всеобъемлющего художественного развития личности, но обеспечивают ее универсальное художественное развитие. В процессе практического обучения искусству человек постигает, через приобщение к одному или нескольким видам искусства, исторические типы эстетической чувственности, т. е. раскрывает для себя и воспроизводит в себе чувственную эволюцию человека, тем самым приобретая универсальное чувственное отношение к миру, которое реализуется в любой его деятельности.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru