Именно активное освоение этих структур может дать возможность человеку стать «хозяином» не только своего сознания, но и подсознания, т. е. обрести «сознательное отношение к архетипической структуре своей жизни, так что не он служит своим мифологическим первообразам, а они ему».

Признание наличия в иерархической структуре эстетического субъекта этих двух уровней еще ничего не говорит о его целостной реализации в определенном типе мироотношения. Конкретный образ жизни формирует ту мировоззренческую и психическую установку личности, которая организует в определенном направлении их деятельное взаимодействие, определяет доминирование одного из них в процессе личностного смыслообразования. Последним объясняется возможность различения типов эстетического субъекта.

Мы, таким образом, пришли к выводу, что, с одной стороны, каждый индивид обладает многоуровневой эстетической структурой, в которой представлены разные типы эстетического опыта. В этом смысле любой человек обладает потенциальными возможностями реализовываться в качестве эстетического субъекта любого типа. Как правило, кстати, в реальности так и бывает - лишь в редких случаях можно выявить, скажем, индивидуализированный тип эстетического субъекта в чистом виде. Выражаясь словами польского поэта А. Мендзыжецкого, «один и тот же читатель воспринимает разные виды творчества и это может быть читатель, принадлежащий как высокой культуре, так и средней; лишь пропорции восприятия могут быть разными. Один и тот же человек ходит на спортивные матчи и в театр - такова действительность». Такому эстетическому «плюрализму» предоставляет разнообразные возможности удовлетворения художественного интереса и многообразие жанров и видов искусства, которые могут быть разделены по функциям на адаптивные и неадаптивные.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru