Итак, мы вплотную подошли к вопросу о выделении типов эстетического  субъекта.   Принадлежность   человека к тому или иному типу эстетического субъекта находится и прямой зависимости от того, какую культурную функцию выполняет та социальная общность, к которой принадлежит этот человек, и того типа мироотношения, который свойствен этой общности как специфическому субъекту культуры. Реализуя специфический тип мироотношения, человек самоутверждается как предметно-чувственное существо, определенным образом присваивающее всеобщие характеристики культуры и вносящее в нее свои личностные вклады, т. е. как эстетический субъект.

Задаваемый конкретным мироотношением тип жизнедеятельности личности, выступая в своей предметной данности эстетическим объектом, содержательно определяет сферу переживаний человека (интро-субъективную форму его эстетической активности). Следовательно, различие мироотношений является основой различия устойчивых типов переживания мира. Собственно, со стороны индивида как эстетического субъекта («человека переживающего») отношение к миру и осуществляется в форме переживания человеком своего бытия (миропереживания). Поэтому типо-логизация эстетического субъекта может быть проведена и на основе внутренних, характерных именно для сферы миропереживания, критериев, отражающих, естественно, объективные, интерсубъективные реалии мироотношения.

Таким критерием, на наш взгляд, является специфический способ разрешения мировоззренческого конфликта, лежащего в основании всякого человеческого переживания. Мировоззренческий конфликт с необходимостью возникает в сфере как общественного, так и индивидуального миропереживания в силу сопровождающего бытие человека несоответствия между идеалом, завершающим иерархическую постройку мировоззренческого сознания, и реальным бытием, которое никогда не укладывается в рамки рациональных представлений о нем и всегда противоречит идеям должного и надлежащего, какое бы конкретное содержание в них не вкладывалось.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru