За пределами анализа оставалось реальное бытование носителей эстетического отношения, каковыми являются не только абстрактные «эстетически развитые личности», а все без исключения представители homo sapiens, ведущие человеческий образ жизни. Как оказалось (об этом свидетельствует сама жизнь), эстетическое бытие не укладывается в жесткие рамки прогрессистской схемы, оно гораздо сложнее, противоречивее и не обладает такой упрощенной однозначностью, к которой его часто сводят нормативистские представления об эстетическом развитии. Исходный общий тезис этих представлений настолько прост, что собственно теоретических, методологических проблем и противоречий, поисков новых оснований он не предполагает. Получается, что в теории все ясно, что она может дополняться лишь описанием несущественных частностей, подтверждающих уже заранее запрограммированные положения. Проблемы же переносятся в практику эстетического воспитания, они же возникают только в результате невыполнения научно обоснованных рекомендаций различными общественными институтами и непосредственными воспитателями. Не мудрено, что исследования по эстетическому развитию сводились в последнее время к пересказу уже известных истин, мало что дающих как для обретения новых эмпирических знаний, так и для углубленных методологических изысканий.

Выгодно отличаются от них, на наш взгляд, работы, осуществляющие так называемый «культурологический» подход. Именно в русле этого направления были выработаны методологические установки, позволяющие уйти от упрощенной, «прямолинейной» трактовки вопросов эстетического развития личности. Исследование эстетического развития в контексте культуры показало, что различие во вкусовых пристрастиях (т. е. уровнях эстетического развития людей), конкуренция эстетических вкусов, составляющая эстетическую жизнь общества, не является показателем недостаточной развитости и несовершенства эстетической сферы общества, она не столько индикатор недостатков системы эстетического воспитания, сколько вполне закономерное состояние живого функционирования культурного организма.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru