Типичным выражением этой достаточно распространенной точки зрения можно бы считать фразу, по воспоминаниям А. В. Гулыгн, услышанную им однажды в Пушкинском музее: «Если у народа нет бога, у него должен быть Пушкин». Но действительно ли полноценным в духовном смысле было бы существование народа, для которого Пушкин (пусть Пушкин, а не Высоцкий) - вместо бога?

Надо сказать, что кажущаяся убедительность подобного подхода к искусству имеет свою предысторию. Запущенность мироотношенческой и смысложизненной проблематики длительное время не замечалась у нас, в частности, еще и потому, что слишком легко и бездоказательно принималось на веру возникшее в эпоху секуляризации культуры представление о «царстве Красоты» как о самодостаточной цели сущностных устремлений человека, вершине его свободной самореализации. Казалось само собой разумеющимся, что удовлетворивший свои непосредственные материальные нужды человек ни к чему иному и стремиться не может, кроме как к «красивой» жизни, насквозь проникнутой искусством или организованной на неких искусствоподобных началах. Уверенность в этом нуждается, однако, в серьезном обосновании.

Если рассматривать намеченную проблему с позиций человеческого мироотношения, прежде всего следует принять во внимание существующее в этом плане различие между собственно эстетической деятельностью и деятельностью художественной, возникающей на основе первой, но обладающей рядом специфических закономерностей. Что касается собственно эстетической деятельности, то ее характер в значительной степени определяется общим мироотношенческим контекстом, общей позицией человека в мире, которую она предполагает и в рамках которой осуществляется. Представленная же как нечто самодостаточное, онтологически обособленное (а именно так она раскрывается в качестве самодовлеющего смысла человеческого бытия), эта деятельность неизбежно сводится к чисто формальному завершению, упорядочению, украшению наличносущего, главным образом--самой человеческой жизни. Но то, что упорядочивает, гармонизирует, украшает жизнь, все-таки несопоставимо с ее фундаментальным смыслом. Со спасительным в ней.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru