Недостаточно рационально осмыслить характеристики вида, систему его значений, надо уметь вчувствоваться в эту систему. Как ни категорично подобное суждение, оно имеет под собой обоснование.

Каждый человек в процессе своего бытия непроизвольно, находясь в потоке культуры, постигает значение и смысл ее феноменов. Это, по сути дела, не зависящее от него усвоение наличной культуры, обеспечивает определенный уровень понимания ее артефактов. На этой стадии понимания человек способен и к переживанию искусства, с которым так или иначе все время сталкивается. Причем произведения искусства переживаются им в соответствии с их видовой природой, представление о которой у человека возникает так же непроизвольно, как по отношению ко многим другим явлениям культуры. Здесь представления о видах искусства как бы предшествуют единичному акту восприятия, хотя, в определенном смысле, и не возникают вне его. Так, истолкованное понимание ближе всего по смыслу к эмпатии, поскольку связано не столько с рациональным усвоением'законов искусства, сколько с вчувствованием в него, приобщением к нему. Не случайно понимание, рассматриваемое в этом аспекте, иногда называют предпониманием. Когда же речь заходит о единичном акте восприятия произведения искусства и встает вопрос о возможностях адекватного постижения реципиентом замысла автора, т. е. о подлинном художественном восприятии, то понимание следует рассматривать несколько иначе. Оно должно сочетать в себе эмпатию (предпонимание) и особого рода знания об искусстве, отличие которых от других знаний заключается в особом способе их приобретения при обучении одному из видов искусства. Такого рода единство вчувствования и рационального осмысления, т. е. сочувственное понимание (М. Бахтин), обеспечивает высокую степень интимно-личностного переживания конкретного произведения, при котором человек не просто переживает искусство как некий будоражащий его момент действительности, а благодаря воображению живет в мире образов, созданных фантазией и мастерством автора произведения, что способствует формированию его собственного образа окружающего мира.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru