Хочется специально оговорить значение для постижения искусства на этой фазе его восприятия фонда форм и смыслов, пришедших в произведения из народной фантазии. Конкретные виды искусства сохраняют и развивают этот культурный фонд, поэтому понять искусство - это понять историческую закономерность развития в данном культурном регионе формально-содержательной структуры вида. В данном случае понимание связано не только с рациональным осмыслением, но и с эмпатией.

Например, произведение живописи может быть адекватно пережито лишь тогда, когда мы понимаем, что оно относится к живописи как виду искусства, формальные принципы и функционирование которого различны в разных культурных регионах. Обратив внимание на особое детерминирующее значение вертикали в европейской живописи и горизонтали в живописи Японии, мы уже можем представить себе те различия в структуре и функционировании живописи как вида искусства в различных районах мира. Чтобы раскрыть не только формально-конструктивную роль, горизонтали в японской живописи, а и ее принципиально содержательный смысл, т. е. чтобы постичь любое из про изведений этого искусства, нам надо как минимум понимать и как максимум обладать традиционным способом миросозерцания японцев, войти в него, вчувствоваться. В их народной фантазии, развивавшейся в островном краю посреди моря, человек (так же и бог), рождаясь, приходит из-за реки (моря) и умирая, уходит за реку. Жизнь человека - быстротечный миг в горизонтально простирающейся вечности. Отсюда такое значение горизонтали в живописи Японии, не ограниченной в своем бесконечном продолжении привычной для европейцев рамкой картины.

В процессе обучения искусству человек обязательно «реконструирует произведение», постигает его форму и содержание, усваивает культурно-исторические традиции, отличающие одно произведение от другого.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru