На этой последней стадии восприятия важную роль играет обучение отдельным видам искусства, поскольку благодаря ему реципиент судит о конкретном произведении, кинематографичности фильма, о действительности спектакля, о живописности полотна, о дансантности или пантомимичности балета с полным ощущением специфики искусства, его природы.

Таким образом, на каждом из этапов восприятия конкретного произведения искусства роль предварительного художественного обучения в одном из видов достаточно велика, благодаря ему возникает большая вероятность целостного и адекватного авторскому замыслу постижения этого произведения, а вместе с тем понимания и переживания искусства в целом.

Как видно, особое значение во взаимодействии реципиента с видом искусства мы придаем именно пониманию и переживанию. Понимание и переживание - это два взаимосвязанных уровня отношения к искусству. «Предмет искусства,- писал К. Маркс,- нечто подобное происходит со всяким другим продуктом - создает публику, понимающую искусство и способную наслаждаться красотой». При этом понимание и переживание - два встречных потока, образующихся при восприятии произведения. Если переживание реализуется только через конкретное произведение, возникает в контакте с этим произведением, то понимание должно предшествовать непосредственному акту переживания. Непонимающий данный вид искусства человек не переживает в полной мере произведение этого вида. Понимание может и заключать процесс переживания единичного произведения. В результате переживания также наступает понимание произведения. В таком случае понимание - это перевод переживания в другой ценностный пласт. Понимание в данном аспекте нас не интересует. Представляется правомерным говорить именно о понимании при взаимодействии реципиента с видом искусства, так как просто знание законов вида искусства еще не обеспечивает стремление к нему и тем более его постижение и переживание.



© 2008 Все права защищены psychotema.ru